Главная > Услуги > Виды анестезии для животных

Виды анестезии для животных

Все операции и многие манипуляции проводятся с использованием анестезии. Рассмотрим некоторые виды анестезии, которые используются в настоящее время.

По методу введения различают внутривенную, ингаляционную (газовую) и местную анестезию.

Внутривенный наркоз для животных

При внутривенном наркозе препараты, обеспечивающие обезболивание и сон животным, вводятся непосредственно в вену через внутривенный катетер. Данный вид анестезии используется в большинстве клиник для проведения полостных операций. Он не требует использования специальной и дорогостоящей аппаратуры для введения препаратов.

В качестве побочного действия таких препаратов отмечают: понижение системного давления, снижение частоты сердцебиения, угнетение дыхания и т.п. После внутривенной анестезии животные «просыпаются» долго, т.к. для выведения таких анестетиков из организма понадобится несколько часов. Все это время животное должно находиться под наблюдением ветеринарных специалистов.

Ингаляционная (газовая) анестезиягазовый наркоз в ветеринарии

При этом методе животные получают анестетики вместе с вдыхаемым кислородом через специальную маску или эндотрахеальную трубку. Маленькие животные могут быть помещены в газовую камеру для индукции анестетиком. Такой метод возможен только при наличии специальной аппаратуры, а именно, газового испарителя, аппарата искусственной вентиляции легких и некоторых других специальных приспособлений. Ингаляционная анестезия более управляема, чем внутривенная, т.к. препараты выводятся из организма очень быстро. Как самостоятельный вид анестезии обычно используется только у грызунов и экзотических животных.

Местная анестезия

Местная анестезия—  самый распространенный вид обезболивания, которым очень часто пользуются врачи на приеме. В зависимости от техники выполнения, выделяют поверхностную, инфильтрационную и проводниковую анестезию.

Поверхностная анестезия обычно используется для обезболивания слизистых оболочек с помощью спреев. Чаще всего используется 10% лидокаин. Такой метод получил широкое распространение в гуманной медицине для местного обезболивания при манипуляциях в ротовой полости.

Инфильтрационная анестезия достигается путем инъекции анестетика вокруг зоны манипуляции и под него. Такой метод широко используется для ушивания небольших кусаных ран, удаления зубов, вскрытия абсцессов и т.п.

Проводниковая анестезия достигается за счет введения анестетиков в ткани, непосредственно окружающие нерв. При этом временно наступает паралич нерва и прекращается проведение нервных импульсов. За счет этого обезболиваются все органы и ткани, на которые распространяется действие данного нерва. Такой вид местной анестезии используется только в сочетании с седацией (чаще всего внутривенная анестезия), т.к. требует очень точного введения. Если животное не будет обездвижено, то любое его движение может привести к повреждению нервных окончаний и вызвать необратимый паралич иннервируемой области.

К проводниковой анестезии относятся: эпидуральная анестезия, анестезия плечевого сплетения, межреберных нервов, анестезия нервов в области головы и т.п.

При выполнении эпидуральной анестезии анестетик вводится в эпидуральное пространство между позвоночником и спинным мозгом. При этом обеспечивается полное обезболивание органов малого таза и задних конечностей. С помощью этого метода можно проводить операции по удалению репродуктивных органов, операции на мочевом пузыре и уретре, любые операции на тазовых конечностях, включая ампутацию.

Введение анестетика в плечевое нервное сплетение позволяет достичь обезболивания той конечности, на которой проводиться манипуляция. Этот метод используется при проведении операций на грудных конечностях.

Использование проводниковой анестезии в области головы позволяет достичь обезболивания зубов, десен, губ и челюстей.

Анестезия межреберных нервов проводится при операциях в грудной полости, в качестве обезболивания при переломах ребер и постановке дренажей.

Так же, как и в гуманной медицине, в ветеринарии, при выполнении проводниковой анестезии, возможны осложнения. Чаще всего это касается эпидуральной анестезии, т.к. у некоторых животных анатомия спинного мозга и спинномозгового пространства может отличаться от нормального строения большинства животных. Предугадать это заранее или выявить с помощью рентгенографии невозможно. Изменение анатомии в этой области может привести к повреждению нервных окончаний и привести к необратимым последствиям, вплоть до полного паралича конечностей и органов малого таза. Такие осложнения встречаются крайне редко, но, тем не менее, имеют место быть.

Мы используем все виды анестезии, т.к. мы располагаем специализированной аппаратурой и высококвалифицированным персоналом. Чаще всего анастезиологи используют сочетанный наркоз, при котором объединяются несколько видов анестезии. Например, операции у экзотических видов животных обычно проводятся с использованием только газового анестетика. В то время как у кошек и собак данный вид анестезии используется в комбинации с другими методами обезболивания. Например, при проведении эпидуральной анестезии, для усиления действия препаратов внутривенной анестезии, в сочетании с местным обезболиванием зоны манипуляций и т.п.

Перед наркозом обязательно делают премедикацию животного. Ему инъецируют определенные препараты, которые помогают анестетикам подействовать лучше и безопаснее.

Если Вашему животному необходимо провести какую-либо процедуру с использованием анестезии, то решать, какой именно вид наркоза у данного животного будет ветеринарный врач – анестезиолог.

При выборе метода анестезии обязательно учитывается возраст, вес, физиологическое и клиническое состояние, анамнез, порода животного, а также характер, длительность и болезненность необходимой манипуляции. В некоторых случаях анестезиолог может назначить дополнительное обследование животного. Это могут быть анализы крови, обследование кардиолога, ультразвуковое и рентгеновское исследование и т.п.

В анестезиологическом отделении нашей клинике работают высококвалифицированные специалисты с многолетним стажем работы. Мы будем рады оказать помощь Вашим питомцам.

Иванова Елена Сергеевна

Ветеринарный врач- анестезиолог, ВЦ «Юнивет-Троицк» (Тровет)